РАБОТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Выявление детей группы риска на основании опросов классных воспитателей, учителей-предметников, родителей. Составление карточек на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, состава семьи, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.
Изучение детей группы риска. Предполагает исследовательскую деятельность классного воспитателя и психолога. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины «трудновоспитуемости», воспитательные возможности среды и способы перевоспитания, включения самого подростка в процесс ресоциализации. Устанавливаются характер педагогической запущенности, отношение к учебной деятельности, отставания, проявление волевых качеств. Определяются коллективные проявления, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона. Изучаются полезные интересы, способности и профессиональные намерения.
Организация помощи детям группы риска.
Формы помощи:
Педагогическая помощь:
-Создание благоприятных условий для развития личности детей группы риска.
-Отслеживание пробелов в знаниях, снятие «синдрома неудачника».
-Забота об укреплении положения детей в классном коллективе (снятие «синдрома изгоя»).
-Поощрение положительных изменений, создание обстановки успеха.
Медицинская помощь:
-Диагностика отклонений от нормального поведения, выявление причины психофизиологического и неврогенного характера.
-Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам.
-Половое просвещение детей группы риска.
-Оказание помощи: медикаментозной, физиотерапевтической.
Психологическая помощь:
-Изучение психологического своеобразия детей группы риска, посещение уроков.
-Выявление проблем семейного воспитания.
-Психологическое консультирование родителей, учителей, учащихся.
-Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.
-Организация свободного времени детей группы риска:
-Изучение интересов и способностей детей.
-Вовлечение детей группы риска в кружки, секции, общественно полезную деятельность.
-Изучение участия детей группы риска в неформальных объединениях по месту жительства.
-Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей группы риска, участие в спортивных секциях и кружках.
Возрастная педагогика в работе с детьми группы риска
«Трудный»: младший школьный возраст.
В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима в жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успех», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».
«Трудный»: средний школьный возраст.
В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личные недостатки.
Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.
Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться в нем проявить настойчивость и организованность; Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств я патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым «трудным» детством.
«Трудный»: старший школьный возраст.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.
Необходимы обращение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду, достижение личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.
Примерный перечень мероприятий по работе с детьми группы риска
-Выявление педагогически запущенных детей.
-Изучение причин социально-педагогической запущенности подростка.
-Ведение картотеки детей группы риска.
-Встречи с инспекторами ПДН.
-Правовое просвещение детей группы риска.
-Применение памяток поведения в семье и среди сверстников.
-Организация работы Совета по профилактике правонарушений.
-Психологические консультации для детей и родителей.
-Организация психолого-педагогических консилиумов.
-Изучение положения подростка в коллективе (социометрия).
-Индивидуальная работа с детьми группы риска.
-Вовлечение детей группы риска в воспитательную работу школы, кружки, секции.
-Организация летних лагерей, туристических клубов.
-Организация работы спортивных секций.
-Проведение военизированных игр для подростков.
_____________________________________________________________________________________________________________________