Narrow Default Wide
Blue Colour Green Colour Orange Colour Red Colour

Социальный педагог

Правила поведения в школе

 

Просмотр

 

Правила поведения в школе

 

Просмотр

Проступок, правонарушение, преступление

 

 

Просмотр

Работа с неблагополучными семьями

 

 

Просмотр

Консультация для родителей

"Здоровый образ жизни формируется в семье"

 

 

Просмотр

Система работы школы по профилактике правонарушений обучающихся

 

Просморт

Симптомы употребления ПАВ.


ДОРОГИЕ МАМЫ И ПАПЫ!

 

Мы растем, и растут вместе с нами вопросы, которые мы задаем Вам и всему миру взрослых:

 

Что такое наркотики?

Как они меняют состояние сознания? Как развивается зависимость?

Зачем люди их употребляют (между прочим, уже в течение нескольких десятилетий)?

И почему не употребляют?

И как нам сделать правильный выбор?

 

Если мы не получаем от Вас ответа, который помог бы нам разобраться в этом вопросе, мы исследуем эту реальность сами.

 

ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

Бледность кожи

Расширенные или суженные зрачки

Покрасневшие или мутные глаза

Замедленная речь

Плохая координация движений

Следы от уколов

Свернутые в трубочку бумажки

Шприцы, маленькие ложечки, капсулы. Бутылочки

Нарастающее безразличие

Уходы из дома и прогулы в школе

Ухудшение памяти

Невозможность сосредоточиться

Частая и резкая смена настроения

Нарастающая скрытность и лживость

Неряшливость

 

Эти симптомы являются косвенными. Для подтверждения злоупотребления наркотиками и зависимости от них необходима консультация врача-нарколога.

 

 

Ответственность за правонарушения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов -

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства или психотропные вещества, а также их аналоги, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение.

Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, - (в ред. Федерального закона от 05.12.2005 N 156-ФЗ)влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Лицо, добровольно обратившееся в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

Статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ

(в ред. Федерального закона от 05.12.2005 N 156-ФЗ)

1. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.

2. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

3. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, - влекут наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Примечание. Под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, в части 1 настоящей статьи, части 4 статьи 14.16, части 1 статьи 20.20 и статье 20.22 настоящего Кодекса следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

Статья 6.13. Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров

Пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой.

(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

Примечание. Не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

(в ред. Федерального закона от 05.12.2005 N 156-ФЗ)

1. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях -влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.

2. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (в том числе указанных в части 1 настоящей статьи), за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, - влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

3. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

(в ред. Федерального закона от 05.12.2005 N 156-ФЗ)

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах - (в ред. Федерального закона от 05.12.2005 N 156-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Уголовный кодекс РФ

Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Примечания. 1. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов изъятие указанных средств, веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

2. Крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, а также статей 228.1 и 229 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.01.2006 N 11-ФЗ)

3. Крупный и особо крупный размеры аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют крупному и особо крупному размерам наркотических средств и психотропных веществ, аналогами которых они являются.

(п. 3 введен Федеральным законом от 05.01.2006 N 11-ФЗ)

Статья 230. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ

1. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) в отношении заведомо несовершеннолетнего либо двух или более лиц;

г) с применением насилия или с угрозой его применения, - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет.

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи пропаганды применения в целях профилактики ВИЧ-инфекции и других опасных инфекционных заболеваний соответствующих инструментов и оборудования, используемых для потребления наркотических средств и психотропных веществ, если эти деяния осуществлялись по согласованию с органами исполнительной власти в области здравоохранения и органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

(примечание введено Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Статья 231. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества

1. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, а также культивирование сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества, - наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) в крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Примечание. Размеры запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, для целей настоящей статьи утверждаются Правительством Российской Федерации.

(примечание введено Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Статья 232. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ

1. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ -

наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.

2. Те же деяния, совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Статья 234. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта

1. Незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до трех лет.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере, - наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

4. Нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло по неосторожности их хищение либо причинение иного существенного вреда, - (в ред. Федерального закона от 25.06.1998 N 92-ФЗ) наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

 

 

 

Как уберечь ребенка от употребления ПАВ?

 

-Лучший путь – это сотрудничество с Вашим взрослеющим ребенком.

-Учитесь видеть мир глазами ребенка. Для этого полезно вспомнить себя в таком же возрасте, свой первый контакт с алкоголем, табаком.

-Умейте слушать. Поймите, чем живет Ваш ребенок, каковы его мысли, чувства.

-Говорите о себе, чтобы ребенку было легче говорить о себе.

-Не запрещайте безапелляционно. Задавайте вопросы. Выражайте свое мнение.

-Научите ребенка говорить «нет». Важно, чтобы он в семье имел это право. Тогда ему будет легче сопротивляться давлению сверстников, предлагающих наркотики.

-Разделяйте проблемы ребенка и оказывайте ему поддержку.

-Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается самостоятельно, пройдите весь путь решения проблемы с ним вместе.

 

Наркотики и возраст или когда возникает интерес к наркотикам?

Приводимые ниже данные представляет собой лишь осторожную попытку построить некую усредненную картину отношения детей, подростков и молодежи к наркотиков в зависимости от принадлежности к той или иной возрастной группе.

Внимание! К сожалению, первая, из приводимых здесь возрастных границ, имеет тенденцию к постоянному снижению.

8-11 лет. Детей этого возраста интересует все, что связано с наркотиками - их действием, способами употребления. Наркотик - это неизвестный и запретный мир, и как все незнакомое и запретное вызывает особое любопытство. По данным диагностических исследованиях дети этого возраста о последствиях употребления наркотиков либо ничего не слышали, либо слышали, но ничего не поняли, либо не восприняли всерьез. Знания о наркотиках обрывочны, чаще всего получены по слов друзей и случайных приятелей. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания). Часто детей этого возраста вовлекают в более взрослые сообщества на правах распространителя (передаточное звено).

11-14 лет. Основной возраст начала наркомании. Интерес вызывает возможность употребления "легких" наркотиков. Широко распространено заблуждение, связанное с существованием легких наркотиков.

О наркотиках подростки этого возраста знают многое, информация черпается из рассказов знакомых. Знания часто носят недостоверный характер. Отношение к наркотику, если и не позитивное, то с присутствием определенного "ореола привлекательности". Опасность употребления наркотиков недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у младших подростков 11-13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.), и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, то именно эти средства и оказываются тем с чего начинается пристрастие к психоактивным веществам. аддиктивное поведение.

14-17 лет Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами.

Возраст часто называют - возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, на молодежной вечеринке, в компании друзей, в подворотне, в изолированных от влияния взрослых пространствах. У большинства возникает либо личный опыт употребления того или иного наркотика, либо - опосредованный через близких знакомых и друзей.

Вместе с расширением и объективизацией информации о наркотиках и риске злоупотребления ими формируется и все более и более определенное отношение к наркотику.

Можно выделить пять групп по отношению к наркотикам:

Первая группа. "Употребляющие и втягивающие других".

Употребление считается признаком уверенности, независимости, силы. Активный интерес к наркотикам приобретает прагматический смысл: исследуются различные формы наркогенных веществ, идет поиск путей повышения эффекта, при одновременном снижении риска.

Вовлечение других в среду употребляющих наркотики может быть связано с убеждением полезности, или быть продиктовано негативными стремлениями: нанесением вреда, разрушением имиджа "чистоты", материальной выгодой (распространение наркотиков за возможность скидок при покупке для себя).

Вторая группа. "Употребляющие, но понимающие опасность".

Не стремятся распространять наркотики, себя считают жертвами. Многие хотели бы избавиться от пагубной привычки, но им не хватает силы воли преодолеть возникшую зависимость или внешние обстоятельства. В этой группе есть и такие, кто идет на сознательное саморазрушение, пытаясь таким образом что-то "доказать миру".

Третья группа. "Активные противники".

Это сама малочисленная группа, позиция ее представителей: "Я никогда не буду употреблять наркотики и буду противостоять распространению этого зла среди моих друзей". Иногда эта позиция основана на знаниях, чаще - на эмоциональном отражении. Во втором случае - "грамотный наркоман" может поколебать уверенность активного противника.

Четвертая группа. "Равнодушные противники".

Для этой группы характерен отказ от употребления наркотиков при допущении употребления наркотиков другими: "Я наркотики не употребляю, а другие меня не касаются. Хотят травиться - их дело."

Пятая группа. "Не определившие свое отношение к наркотикам".

Члены этой группы выступают потенциальными участниками четырех предыдущих.

Наркотики и личность или какие черты характера способствуют наркомании?

Для наилучшего понимания развития привыкания подростков к психически активным веществам приходится учитывать не только возраст, но и особенности их характера (акцентуации).

ñ    Подростки отличающиеся преобладанием приподнятого настроения, жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью, неугасимым оптимизмом, склонностью к риску, острым ощущениям, неразборчивостью в выборе знакомств, податливы влиянию приятелей из стихийно формирующихся групп и легко соблазняются предложениям алкоголя, токсических веществ и наркотиков. Все психоактивные вещества, вызывающие подъем настроения созвучны их натуре и они легко становятся на путь их употребления. Для этих подростков характерен "поисковый полинаркотизм", они стремятся попробовать как можно больше разных предлагаемых им препаратов.

ñ    У подростков с постоянным наличием преобладающего сниженного настроения нередко возникает желание добиться его улучшения с помощью алкогольных напитков или стимуляторов. Однако эти средства чаще всего не дают желаемого результата. Более того алкоголь нередко углубляет депрессию Стимуляторы же у этих подростков скорее вызовут тревогу и беспокойство, чем поднимут настроение. Успокаивающие (транквилизаторы) улучшают настроение и уменьшают степень актуальности жизненных трудностей, в связи с чем к ним возникает пристрастие.

ñ    Живо на все реагирующие, с легко меняющимся настроением и впечатлительные подростки начинают употреблять ингалянты или алкогольные напитки под влиянием референтной группы, от которой они сильно зависят. Эйфоризирующее действие ингалянтов, способствующее оживлению фантазий, делает эти вещества особенно привлекательными для них. Возможность "забыться" на некоторое время, отключиться от реальности, исправить настроение еще один повод для использования их.

 

ñ    Нерешительные, сомневающиеся, мнительные, пугающиеся всего нового постоянно тревожные подростки, обнаружив, что успокаивающие или другие психоактивные средства способны смягчить переживания, связанные с предстоящими или воображаемыми трудностям, могут прибегать к их поддержке при определенных ситуациях.

ñ    У подростков с выраженной интравертированностью, пребывающих в вымышленном мире собственных схем и фантазий, склонных к уединенности, психоактивные вещества стимулируют фантазирование или облегчают столь трудный для них процесс общения. В этой связи они легко привыкают к опийным препаратам, а в младшем подростковом возрасте - к ингалянтам.

ñ    Значительный процент среди наркотизирующихся и алкоголизирующих подростков составляют такие, которые склонны к бурным вспышкам аффекта, неожиданным действиям и поступкам, решению конфликтов с помощью грубой физической силы. В состоянии опьянения они утрачивают контроль за своим поведением, затевают ссоры, вступают в конфликты, в драках наносят тяжелые повреждения. С первого опыта знакомства с алкоголем или другими токсическими веществами стремятся добиться "полного отключения". Начиная употреблять те или иные наркотические вещества, легко оказываются в рабской зависимости от них.

ñ     Истероидные подростки, характеризующиеся эгоцентризмом, капризностью, демонстративностью, интриганством, потребностью в признании, самовосхвалением, будучи легко внушаемыми, рано подчиняются предлагающим попробовать курево, напитки, любые психоактивные вещества. Они обнаруживают особую склонность к стимуляторам, привлекательными для них могут оказаться и алкоголь, и опиаты, и транквилизаторы. Способствует возникновению у них пристрастия стремление покрасоваться, продемонстрировать свою выносливость к спиртным напиткам, показать свою способность "всех перепить".

ñ    У подростков слабовольных, неспособных к самостоятельности, постоянно ищущих удовольствий, праздности и развлечений, самый высокий риск пристрастия к наркотикам. Не будучи в силах занять себя сами, они все время нуждаются во внешней стимуляции. В своем стремлении к наслаждениям, они, единожды попробовав алкоголь или токсические вещества, легко становятся на путь их постоянного использования, как правило, не давая предпочтения ни одному из них. При этом следует отметить, что формирование зависимости у этих подростков происходит постепенно.

Пристрастие к психоактивным веществам, будучи, как правило, порождением неблагоприятных биологических и социально-психологических факторов, одновременно ими же и осложняется, грубо нарушая образ жизни подростков. Чем больше внимания и времени они уделяют наркотикам, тем больше расстраиваются их отношения с окружающими. Свою потребность в положительных эмоциях подростки удовлетворяют за счет алкоголя или психоактивных веществ, которые заслоняют все остальные интересы, расстраивая прежние взаимоотношения и препятствуя созданию новых. Потеряв эмоциональные связи с близкими людьми, они субъективно переживают полное душевное благополучие, так как оказываются неспособными критически осмыслить сложившуюся ситуацию.

Подростки, злоупотребляющие психоактивными веществами, находятся под непререкаемым влиянием стихийно сложившейся группы, к которой они принадлежат и вместе со сверстниками пренебрегают установленными законом и моралью нормами. Группа поддерживает и даже культивирует такое отклоняющееся (девиантное) поведение.

Это девиантное поведение проявляется в правонарушениях, бродяжничестве, сексуальных девиациях, суицидальных намерениях, демонстрациях и покушениях. Фактически все эти виды девиантного поведения сочетаются с пристрастием к наркотикам. Более того, злоупотребляющие психоактивными веществами подростки очень подвержены влиянию членов своей группы, главным образом, под ее воздействием выбирают тот или иной вид нарушенного поведения. Такое поведение прежде всего связано с ухудшением успеваемости, нарушением чувства долга и ответственности.

Однако к этому вскоре могут присоединиться выраженные явления психической слабости (астении) с характерным для нее расстройством внимания, снижением памяти, трудоспособности и другими затруднениями в психической деятельности. Не посещая учебных занятий, не выполняя поручений по дому, эти подростки сталкиваются с проблемой организации своего времени, но именно этого они и не умеют делать. У них нет увлечений, они не посещают кружки или спортивные секции, практически не бывают в кинотеатрах, музеях, на стадионах и т.д. Они теряют друзей, прекращают поддерживать отношения с соучениками, вступают в конфликты.

 

 

 

Если возникли подозрения...

 

Не отрицайте Ваши подозрения.

Не паникуйте. Если даже Ваш ребенок попробовал наркотик, это еще не значит, что он наркоман.

Не набрасывайтесь на ребенка с обвинениями.

Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока Вы не справились с Вашими чувствами.

Если ребенок не склонен обсуждать с Вами этот вопрос, не настаивайте. Будьте откровенны сами, говорите о Ваших переживаниях и опасениях. Предложите помощь.

Важно, чтобы Вы сами были образцом для подражания. Ваш ребенок видит ежедневно, как Вы справляетесь сами с Вашими зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.

Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы можете обратиться в анонимную консультацию к психологу или наркологу. Если ваш ребенок отказывается идти вместе с вами, придите вы.

 

Профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков

 

В настоящее время наше общество всерьез заговорило и озаботилось проблемой наркомании - свидетельство этому материалы в печатных и электронных средствах массовой информации. Да, есть выраженный количественный рост этих явлений, идет "омоложение" потребителей ПАВ, и здесь почти в равной мере представлены и мальчики, и девочки… - словом, ситуация более чем грустная и тревожная.

Сегодня зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье нации. К тому же зависимость, особенно наркомания и алкоголизм, лежит в основе проявления асоциального и преступного поведения, вандализма и терроризма среди всех возрастных групп населения, особенно среди молодежи. Наркомания - это тяжелое заболевание, характеризующееся физической и психической зависимостью от наркотика. Беда может прийти в любую семью. Заболевают подростки со сверхзаботой со стороны родителей и в семьях, имеющих материальные и психологические проблемы. Именно поэтому очень важный адресат профилактической деятельности – семья ребенка.

Информация по ПДД

Уважаемые родители!

«Если Вы купили ребенку велосипед или скутер...»

Мопед, велосипед, мотоцикл-предел желаний каждого мальчишки. Поэтому уважаемые родители, отправляясь в магазин делать такие покупки для своего «чада», помните, что не случайно в Правилах дорожного движения есть раздел «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов...». Ведь это транспортные средства.

Дорогие родители! Если Вы купили своему ребёнку мопед или скутер, не забывайте, что это не только дорогая и интересная игрушка, это - транспортное средство повышенной опасности, т.к. он может развивать скорость до 50 км/ч.

Разрешая своему ребёнку сесть за руль скутера или просто велосипеда, спросите себя, знает ли ребёнок основные правила движения, способен ли он адекватно реагировать на сложную, постоянно меняющуюся дорожную обстановку. Он должен хорошо освоить правила проезда равнозначных и неравнозначных, регулируемых и нерегулируемых перекрёстков, а также значения дорожных знаков, сигналы об изменении направления, сигналы светофора и регулировщика. Не забывайте, что выезжать на велосипеде на дороги общего пользования можно только с 14 лет, а на скутере - с 16 лет, получив водительское удостоверение категории «М».

Ответственность за это и за техническое состояние транспортного средства вашего ребёнка, будь то велосипед или скутер, лежит на вас, родителях.

Не случайно инспекторы ГИБДД уделяют большое внимание безопасности водителя скутера или велосипеда, в случае ДТП травмы могут быть смертельными, т.к. водитель скутера или велосипеда более уязвим, так как не защищён конструкцией транспортного средства. В случае автоаварии водитель получает травмы головы, множественные ушибы и переломы конечностей. В большинстве случаев он погибает на месте ДТП...

Юный водитель должен уяснить, что перед тем, как выехать на дорогу с автомобильным движением, необходимо проверить исправность вашего транспортного средства. Тормоза и звуковой сигнал должны быть обязательно. При движении по дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной видимости необходимо иметь спереди фонарь(фары) с белым светом, а сзади фонарь(фары) с красным светом и красным светоотражателем.

Водителям велосипеда и скутера запрещается: ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой; перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет при наличии дополнительного сиденья и подножками; двигаться по дорожке при наличии рядом велосипедной дорожки; поворачивать и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении; буксировка.

Если ребенок будет соблюдать эти нехитрые требования, всегда пользоваться мотошлемом, он сможет избежать многих неприятностей, подстерегающих детей на дороге

Уважаемые взрослые, помните, что мы обязаны защитить наших детей от опасности на дороге, предостеречь их от непоправимых ошибок. Мы в ответе за безопасность детей.

 

Родителям на заметку: безопасность ребенка на улице.

В каждой семье наступает момент, когда ребенок впервые выходит на улицу без сопровождения старших. Трудно установить нормы возраста, когда ребенок готов к самостоятельному «путешествию», пусть даже по собственному двору. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Однако сколько бы ребенку не было лет, он должен знать правила поведения на улице.

1. Перед выходом из квартиры научите ребенка смотреть в дверной глазок — нет ли на лестничной клетке посторонних? Легче переждать появление незнакомцев, чем столкнуться с ними один на один в темном подъезде.

2. Обязательно объясните ребенку, что ездить в лифте с посторонними очень опасно. Пускай говорит, что поедет следующим лифтом или просто что-то забыл дома. Если ребенок зашел в подъезд с улицы и столкнулся возле лифта с незнакомым человеком, он может сказать, что подождет родителей, которые идут следом.

3. С самых малых лет ребенок с вашей помощью обязан знать, какие неприятности таятся в родном, на первый взгляд — спокойном, дворе: открытые люки, подвалы, чердаки и бойлерные. Лучше всего держаться подальше от таких опасных мест, но если случилось так, что ребенок оказался где-нибудь запертым, пускай не пугается, а громко колотит в дверь и зовет на помощь.

4. К сожалению, практически в каждом районе можно увидеть стаи бродячих собак, которые несут угрозу здоровью, а иногда — и жизни людей. Ребенок должен четко знать, что ни играть, ни гладить, ни тем более замахиваться палками или камнями на бездомных животных ни в коем случае нельзя — это может вызвать у животного агрессию, оно может напасть и покусать. Держаться от них надо подальше, не бегать, не прыгать, чтобы ничем не привлекать к себе внимание.

5. То, что дорога — это опасность №1, внушают своим детям все родители. Однако не стоит упускать из внимания и припаркованные во дворах машины. Надо объяснить ребенку, что прячась за бампером машины, он совершенно не виден водителю за рулем, который может в любой момент тронуться с места. Если же под автомобиль закатился мяч, ничего самостоятельно не стоит предпринимать, лучше попросить помощи у взрослых.

6. Не постесняйтесь рассказать своим сыновьям и дочерям о ненормальных, нехороших людях, которые могут прибегнуть к разным ухищрениям, чтобы привлечь внимание детей. Пускай ребенок четко знает, что без разрешения прикасаться к нему никто не имеет права. Научите ребенка, что нельзя с чужими людьми (а также и малознакомыми, например, соседями) никуда ходить, ездить, брать у них угощения или подарки. Если ребенка схватили и куда-то тащат, пускай он не стесняется кричать, кусаться, брыкаться, а главное, громко привлекать к себе внимание прохожих фразой «Это не мой папа (мама)! Меня зовут…! Позвоните по такому-то телефону моим родителям!» Главное, не убегать от преследователей в укромные места, лучше направится в большие магазины, где можно обратиться за помощью к охранникам, кассирам, менеджерам, которые помогут вызвать милицию. Не стоит с детства пугать детей полицейскими. В случае опасности, он должен знать, что эти люди в форме могут ему помочь.

7. Объясните ребенку, что дорогие украшения, игрушки, плееры и мобильные телефоны могут спровоцировать нападение воров. Пускай ребенок не берет с собой ценных вещей, а необходимые ему телефон, ключи и деньги держит подальше от посторонних глаз. Но если избежать нападения грабителей не удалось, лучше отдать требуемые вещи, чем бороться за них.

Укрепление родителями доверительных отношений со своим чадом и собственный положительный пример может во многом помочь обезопасить пребывание ребенка на улице без взрослых.

 

РАБОТА С  ДЕТЬМИ  ГРУППЫ  РИСКА

Выявление детей группы риска на основании опросов классных воспитателей, учителей-предметников, родителей. Составление карточек на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, состава семьи, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.

Изучение детей группы риска. Предполагает исследовательскую деятельность классного воспитателя и психолога. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины «трудновоспитуемости», воспитательные возможности среды и способы перевоспитания, включения самого подростка в процесс ресоциализации. Устанавливаются характер педагогической запущенности, отношение к учебной деятельности, отставания, проявление волевых качеств. Определяются коллективные проявления, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона. Изучаются полезные интересы, способности и профессиональные намерения.

Организация помощи детям группы риска.

Формы помощи:

Педагогическая помощь:

-Создание благоприятных условий для развития личности детей группы риска.

-Отслеживание пробелов в знаниях, снятие «синдрома неудачника».

-Забота об укреплении положения детей в классном коллективе (снятие «синдрома изгоя»).

-Поощрение положительных изменений, создание обстановки успеха.

Медицинская помощь:

-Диагностика отклонений от нормального поведения, выявление причины психофизиологического и неврогенного характера.

-Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам.

-Половое просвещение детей группы риска.

-Оказание помощи: медикаментозной, физиотерапевтической.

Психологическая помощь:

-Изучение психологического своеобразия детей группы риска, посещение уроков.

-Выявление проблем семейного воспитания.

-Психологическое консультирование родителей, учителей, учащихся.

-Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

-Организация свободного времени детей группы риска:

-Изучение интересов и способностей детей.

-Вовлечение детей группы риска в кружки, секции, общественно полезную деятельность.

-Изучение участия детей группы риска в неформальных объединениях по месту жительства.

-Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей группы риска, участие в спортивных секциях и кружках.

Возрастная педагогика в работе с детьми группы риска

«Трудный»: младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима в жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успех», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».

«Трудный»: средний школьный возраст.

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться в нем проявить настойчивость и организованность; Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств я патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым «трудным» детством.

«Трудный»: старший школьный возраст.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

Необходимы обращение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду, достижение личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.

Примерный перечень мероприятий по работе с детьми группы риска

-Выявление педагогически запущенных детей.

-Изучение причин социально-педагогической запущенности подростка.

-Ведение картотеки детей группы риска.

-Встречи с инспекторами ПДН.

-Правовое просвещение детей группы риска.

-Применение памяток поведения в семье и среди сверстников.

-Организация работы Совета по профилактике правонарушений.

-Психологические консультации для детей и родителей.

-Организация психолого-педагогических консилиумов.

-Изучение положения подростка в коллективе (социометрия).

-Индивидуальная работа с детьми группы риска.

-Вовлечение детей группы риска в воспитательную работу школы, кружки, секции.

-Организация летних лагерей, туристических клубов.

-Организация работы спортивных секций.

-Проведение военизированных игр для подростков.

РАБОТА С  ТРУДНЫМИ  ПОДРОСТКАМИ

Работа с «трудными» в функционалах руководителей школы и педагогов

Директор школы

Совместно с администрацией, педагогами школы продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением «трудных» детей, работает с их родителями. Создает в школе атмосферу взаимопонимания и добропорядочности.

Заместитель директора по учебной работе

Заботится о получении школьниками базового образования.

Заместитель директора по воспитательной работе

Заботится о создании четко организованного, управляемого ученического коллектива. Организует работу  доп.образования, индивидуальную помощь, вовлечение в кружки, корректирует обучение и воспитание на уроке, посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка, определением подходов в работе с ним, создает атмосферу доброжелательности в школе, детской среде. Заботится о микроклимате в школе и классах.

Социальный педагог

Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Организует работу с «трудными» подростками и их наставниками. Знает детские проблемы, трудные семьи, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся и детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации. Она изучает личность «трудного» ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентации подростка и воспитательных ситуаций и нравственной переориентации личности, реализует воспитание «трудного» на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный результат.

Классный руководитель

Решает задачи разрешения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с «трудными» и их семьями, педагогами, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

Школьный психолог

Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т.д., что позволяет углубить первоначальный диагноз.

Психолог предлагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи..

Учителя – предметники создают «ситуацию успеха», формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке.

Родители

Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.

Совет по профилактике правонарушений

Осуществляет контроль за реализацией школьной программы работы с трудными» детьми, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за ее исполнение, оказывает помощь, закрепляет наставников, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции в перевоспитании подростков.

Инспектор по делам несовершеннолетних отдела профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетними

С каждым «трудным» школьником, уклоняющимся от учебы и труда, проводит следующую работу:

• лично беседует о причинах поведения подростка и предупреждает его о последствиях с позиции закона, помогает подростку в трудоустройстве и контролирует учебу;

• информирует школу, семью о принятых мерах к «трудным» подросткам, стоящим на учете в милиции;

• выявляет факты антиобщественного поведения родителей, лиц, которые вредно влияют на подростка, готовит материал по этому вопросу для комиссии по делам несовершеннолетних;

• совместно с учителями, социальными педагогами, администрации школы определяют меры индивидуального воздействия на «трудных», меры по ограничению воздействия родителей и лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотиками;

• ведет картотеку лиц, взятых на учет, непрерывно осуществляет наблюдение за ними лично, предупреждает родителей и учителей о негативных тенденциях в поведении того или иного подростка о последствиях, которые его ожидают, если тот не исправится;

• входит в состав Совета по профилактике правонарушений.